Паоло Пазолини
Поэт и сценарист
Кино-стилистика Паоло Пазолини
Краткая биография
"Компартия - молодежи!"
Первый фильм
Фильм Паоло Пазолини «Теорема»
Фильм Паоло Пазолини «Аккатоне»
«Теорема» - это картина режиссера Пьера Паоло Пазолини по мотивам собственной книги, снятый в 1968 году. Картина, которую можно интерпретировать в виде марксисткой притчи, религиозной аллегории и попытки мифотворчества, как и роман иллюстрирует любимый тезис Пазолини о тождестве революционной-антибуржуазной проповеди, христианского вероучения и сексуального влечения.
Сюжет картины
Сцены в оттенках сепии и без звука показывают нам главных героев – семью миланского фабриканта, которая ведет растительную, пресную жизнь. Декорации – это промышленные безликие пейзажи.
Внезапно данный мир меняется, он преображает из-за вторжения звука и цвета. На вечеринке появляется почтальон Анджелино с телеграммой о прибытии безымянного гостя. За период нахождения в доме фабриканта этот гость с глазами небесно-голубого цвета совращает всех обитателей – сына, дочь, служанку, мать и отца.
Название картины оправдывает геометрическая точность ее построения. Многие из сцен (прибытие почтальона, обед на вилле) повторяются 2 раза. Симметрии подчиняется и сама вилла. В аналогичном порядке, в каком идет совращение участников событий, следуют их разговоры с незнакомцем. Домочадцы не общаются друг с другом, а практически только с гостем. Когда по непонятным причинам он оставляет город, жители дома чувствуют тяжелую пустоту в жизни, пытаются ее заполнить самыми нелепыми образами:
• сын пытается вернуть гостя – он воссоздает его на бездарных полотнах в стиле Бэкона;
• мать нанимает молодых любовников, которые внешне похожи на Стэмпа;
• дочь становится жертвой кататонического синдрома;
• отец утратил интерес к бизнесу, он отдал завод рабочим;
• служанка видит мученицу в себе, впала в аскезу.
Сам Пазолини говорит, что смысл фильма следующий: представитель буржуазного общества, что бы ни делал, всегда остается не правым.
Толкования «Теоремы»
• по словам Паоло Пазолини, он превратил Теренса Стэмпа в небожителя. В нем можно увидеть дьявола, а можно соединения дьявола и бога. Важно, что он является чем-то неподдельным и неодолимым;
• как считает Питер Бонданелла, возможно, этот незнакомец является богом, который явился семейству, завязал с ними отношения и пропал. Но ответ, который предлагает Пазолини неоднозначный – домочадцы разрушают себя изнутри;
• в лакановской толковании стоит воспринимать незнакомца в качестве высочайшего фантазийного воплощения нехватки, что всегда находится у истоков желания. Магнетическая сексапильность гостя и традиционная для режиссера тема священности низших слоев социума приводят к беспощадному обличению пустоты существования обывателей.
<