Микеланджело АнтониониФедерико ФеллиниРоберто РосселлиниБернардо БертолуччиПаоло Пазолини

Фильм Роберто Росселлини «Германия, год нулевой»

Картина под названием «Германия, год нулевой» является заключительной лентой в военной трилогии, созданной Р. Росселлини. Снята она была в послевоенной столице Германии в 1947 году. Это общепризнанная вершина неореализма.

Сюжет картины

Фильм рассказывает о судье одной семьи из Германии в Берлине, который лежит в послевоенных руинах. Семье еле удается сводить концы с концами: дом их разрушен, потому их поселили в уцелевшую квартиру, чему не рады ее хозяева.

Отец тяжело болен, потому ничем не способен помочь семье. Его сын по имени Карл-Хайнц вернулся из армии, потому скрывается, боясь быть отправленным за решетку за участие в войне. Обеспечить пропитание пришлось дочери Еве, которая проводит вечера в барах с солдатами США, а также 12-летнему Эдмунду, который целый день ходит по городу в поиске денег и еды.

В процессе одной из прогулок Эдмунд встретил бывшего учителя – педофила и нациста. Тот прочитал ему ницшеанскую проповедь, говорящую о том, что бесполезные и слабые должны умирать, а мальчик перевел эти слова на собственного отца. Старик и сам постоянно говорит о том, что хочет перестать быть обузой. Отыскав яд, Эдмунд подмешал его в чай своему отцу. После смерти родителя подростка разъедает чувство вины.

Эдмунд старается отвлечься, присоединяется к детям во дворе, но они от него бегут, как будто узнали тайну. Заключительная сцена в остове разбитого здания была вписана в историю кино в качестве самого страшного эпизода европейского послевоенного кино.

Работа над картиной

«Германию, год нулевой» режиссер посвятил памяти собственного 8-летнего сына Романо, что скончался незадолго до старта съемок. Практически все роли были сыграны непрофессионалами. Актера для главной роли режиссер отыскал в семье немецких циркачей. Его поражало внешние сходства мальчика и его покойного сына.

Некоторые из эпизодов базируются на воспоминаниях Росселлини о повадках его сына. Некоторые сцены из картины снимались в Риме, а не Берлине. Росселлини подолгу не присутствовал на площадке, потому некоторые сцены были сняты его ассистентами. Сам режиссер отмечал, что в картине ему интересен только финал.

Художественное своеобразие

Пессимистичное настроение задается еще с первых кадров, где ребенок копает могилу на кладбище. Характерные особенности картины – контрастное экспрессионистское освещение, резкость решений монтажа, специальное снижение драматизма в сцене отравления и похищения яда, назойливость камер, которые постоянно следуют за героем.

Фоном выступают огромные остовы разбитых зданий, которые лишний раз показывают депрессию ребенка.

<
ГлавнаяГостевая
Новости
© Итальянский кинематограф   При цитировании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна www.romacine.ru