Огромную роль в развитии всемирного искусства в эпоху Возрождения и средние века сыграли итальянские писатели, художники, архитекторы. В ХХ веке пришла очередь покорять кинематограф, и на мировую арену вышли итальянские режиссеры, актеры, актрисы, певцы. Первой картиной, которая завоевала сердца зрителей, было немое кино «Кабирия» режиссера Джованни Пастроне. Эта лента снята в 1914 году и считается классикой итальянского кинематографа. Начиная с этого фильма, картинка на экране перестает быть плоской и становится смысловой, обретая глубину.
Конкуренция
«Золотой век» в истории итальянского кино завершился, только успев начаться. Итальянские мастера не выдержали соперничества с американскими кинематографистами.
В следующий раз интерес к итальянскому кинематографу вспыхнул уже после второй Мировой войны, когда на экраны вышел фильм Роберто Росселини «Рим – открытый город» («Roma citta aperta»).
Это был жесткий, почти документальный фильм-история о том, как гибли от рук фашистов простые жители итальянской столицы. С данной картины началась эпоха итальянского неореализма в кино.
Используя минимум режиссерских приемов, мастера добиваются большой драматической выразительности. Восходят такие звезды итальянского кино, как Джина Лоллобриджида, Софи Лорен. Свои первые фильмы снимают Федерико Феллини и Микеланджело Антониони.
Подъем итальянского кинематографа
История итальянского кино достигает своего высшего расцвета в 60-е годы прошлого века. В то время итальянский язык превратился в язык всемирной киноиндустрии. Лучшие создатели итальянского кино (Лукино Висконти, Паоло Пазолини, Федерико Феллини и другие) выходят на первый план.
Фильм «Восемь с половиной» стал триумфальным для Марчелло Мастроянни – самого известного красавца итальянского кинематографа.
В 70-годы Федерико Феллини получает «Оскара» за фильм «Амаркорд» и «Казанова Федерико Феллини». В последнем главную роль сыграл известный канадский актер Дональд Сазерленд. Режиссер постепенно выходил за национальные рамки, предпосылки к чему уже были предприняты в конце 60-х – в 1966 году режиссер Антониони снял картину «Фотоувеличение», которая получила Золотую Пальмовую ветвь в Каннах.
Кризис итальянского кинематографа
В 70-е годы снова наступил затянувшийся на годы спад популярности итальянского кино. Феллини иногда снимает свои шедевры, на фоне которых еще четче вырисовывается падение популярности у его коллег-режиссеров. Все чаще известные мастера работают за границей. В кинематографической отрасли наблюдается нехватка средств, и режиссеры начинают снимать дешевую телевизионную продукцию.
В 90-е годы попытка режиссера Роберто Бениньи, снявшего фильм «Жизнь прекрасна», вернуть утраченную пальму первенства в кинематографе завершилась успешно. Фильм получает сразу двух «Оскаров». С данного момента итальянские продюсеры начали вкладывать деньги в отечественный кинематограф, и в XXI столетии активность итальянских режиссеров значительно возросла.
<