«Ламерика» является картиной итальянского режиссера Джанни Амелио. Снята лента была в 1994 году о скитании граждан Италии в начале 90-х в Албании. Фильм получил немало кинонаград, среди которых премия «Гойя», премия Европейской киноакадемии, а также призы Венецианского фестиваля.
Сюжет картины
Два молодых жулика из Италии Фиоре и Джино прибывают в коммунистическую Албанию, дабы открыть фиктивную фабрику, производящую обувь, а также получить средства для ее развития у государства. Для этого им требуется подставное лицо для роли директора, которое не имеет родственников и друзей.
Они нашли старика Спиро Тазая, который просидел 50 лет в тюрьмах. После подписания требуемых документов, жулики отправили Спиро в приют, из которого тот сбежал. Как назло, один из чиновников Албании захотел завести знакомство с директором фабрики, теперь Джино нужно найти старика.
Он отыскал его в больнице. О Спиро внезапно выясняются невероятные вещи. Оказывается, на деле он является итальянцем по имени Тапарико Микеле. Он приехал в Албанию с армией Италии еще в эпоху Муссолини.
На обратной дороге у машины Джино украли колеса, потому героям пришлось ехать автобусом, а затем идти пешком. По дороге становится известно, что Микеле, который почти утратил рассудок, считает себя дезертиром, который находится в Италии. Ему начинает казаться, что с начала войны прошло 4 года, а не 50. Герои садятся на грузовик. Джино по дороге заболел, потому пришлось остановиться в бывшем учреждении, которое перестроено в приют для беженцев. Джино узнал, что дело прогорело, а директор больше не требуется. Он бросает старика, возвращаясь сам.
Около гостиницы Джино арестовали, обвиняя в даче взятки чиновнику. В тюрьме у него отобрали все имущество и документы. Через время он вышел на свободу, оказавшись в положении обычного албанца. Без документов ему не верят, что он является гражданином Италии, а чиновники обращаются с ним бесчеловечно и жестоко, как и с другими соотечественниками.
Гордому Джино пришлось столкнуться с нищетой и бесправием простых албанцев, которых он презирал. С течением времени он понял, какой комфортной и привилегированной была его жизнь в Италии. Теперь основной целью его становится возвращение домой.
После длительных скитаний, Джино попадает на корабль в Италию. Там он натолкнулся на Микеле, который все еще в маразме считает себя эмигрантом, который едет в Америку.
Новый реализм
«Ламерику» сняли в традициях нового реализма. Амелио затронул политические, социальные и гуманистические вопросы. Критик Эдельман считает, что режиссер осуждает жажду наживы капиталистов. Разрушение коммунизма не воодушевляет режиссера. Он видит опасность для таких стран в виде гнета капитализма.
<