«Дерево для башмаков» является итальянским фильмом в жанре драмы, который снят Эрманно Ольми в 1978 году.
Описание сюжета
Картина повествует историю нескольких семей крестьян в Ломбардии под конец 19 столетия. Их жизнь не особенно богата на события, она трагична и сложна, но и здесь имеются собственные мелкие радости. Истории семей, которые живут под одной крышей, сплетаются друг с другом на фоне непростых крестьянских будней.
Многодетная мать, вдова по имени Рунк, осталась без мужа, она оказалась в непростом положении. Ей приходится подрабатывать прачкой, а ее 15-летний сын нанялся на подмогу к мельнику. Ее положение до такой степени непростое, что священник говорит им отдать младших деток в монастырь, но старший сын отказывается от этого. Внезапная хворь коровы способна разрушить решимость сына, но животное чудесным образом выздоровело.
Есть в фильме и полукомический персонаж – это жуликоватый крестьянин. Он все время ссорится с сыном.
Целомудренная любовь крестьянина и крестьянки, которая работает на фабрике, завершается наиболее ярким эпизодом этого фильма – свадьбой и поездкой к тетушке в Милан. Тетушка является монахиней, она предложила молодоженам удочерить подкидыша, ребенка богачей, за него полагается неплохое пособие. Те соглашаются.
Центральный герой фильма – крестьянин Батисти является талантливым рассказчиком, который вечера скрашивает повестями о страшных событиях. Он – любящий муж и отец. Когда его жена в ожидании третьего ребенка, он хочет отдать последнее, чтобы позвать акушера. Но жена справились с помощью соседок. Священник советует Батисти отдать сына в школу. Он нехотя соглашается. Сын по пути из школы сломал башмак, а Батисти, дабы его починить, тайком срубил дерево хозяев. Об этом узнал управляющий, потому помещик изгнал Батисти.
История фильма
Идея картины посетила Ольми за 20 лет до начала съемок. Она базировалась на истории, что была рассказана ему дедушкой. Перед съемками был длительный подготовительный период. Режиссер прожил в деревне несколько месяцев, он общался со многими крестьянами, из них некоторые стали актерами этого фильма.
Ольми начал снимать без наличия четкого сценария. Поступки и диалоги были актерской импровизацией. Звук записывали прямо на площадке для съемок, что было редким событием для кинематографа Италии того времени. Режиссер настаивал на применении только бергамского диалекта, но в дальнейшем ему пришлось выпустить также итальянскую версию.
Оценки критиков
Картина «Дерево для башмаков» вышла в одно время с картиной «1900» Бернардо Бертолуччи с похожей темой. Но картина Ольми обратила на себя большее внимание и вызвала множество восторженных отзывов. Получив на фестивале в Каннах золотую пальмовую ветвь, он был назван шедевральным.
С другой стороны, многие критики обвинили Ольми в близоруком и эгоцентричном видении истории, которое базируется на ностальгии, отрицающей социальные и исторические проблемы.
<